Полиция – новая, грабли – старые

Полиция – новая, грабли – старые. А где же честность?

7 ноября в Украине вступил в силу Закон “О Национальной полиции”, который был принят Верховной Радой 2 июля и утвержден президентом 4 августа, а милиция прекратила свое существование.

С этого дня практически все сотрудники системы МВД стали временно исполняющими обязанности.

Однако не всем гражданам до сих пор известна разница между новой полицией и старой милицией.

Чем же будет отличаться новая полиция от старой милиции? Какие будет иметь полномочия и как действовать в тех или иных ситуациях?

Согласно документу, удалось проследить, на наш взгляд, самые весомые девять различий между ними:

Было Стало
1. Милиция – милитаристская, авторитарная, военизированная структура. Такая структура существовала в Украине с советских времен. Милиция была ориентирована на процесс и статистику, а также на минимальное влияние на ее деятельность общественности. В милиции даже не пытались выстраивать партнерские отношения с людьми Полиция – государственный правоохранительный орган. Концептуальными задачами являются: сотрудничество, коммуникация, оказание сервисных услуг. Основными задачами является служить и защищать.
2. Патрульная служба подчинялась городскому управлению, городское управление – главному управлению, главное управление – центральной власти. Вертикаль новой полиции состоит из министра, заместителя министра, департамента полиции и полиции в городах. Министр внутренних дел не влияет на работу службы. Она подчиняется только своему руководству в городах. Но министр, все же, назначает руководителя полиции. Среди новых патрульных, которые прошли жесткий отбор в новую полицию, вырисовываются неформальные лидеры, с которыми проводят отдельные тренинги и готовят к руководящим должностям. Они будут подчиняться Департаменту полиции.
3. Участковый инспектор – отвечал за общественный порядок на своем участке; инспектор ГАИ – следил за правилами дорожного движения; патруль – организовывал охрану общественного порядка Пока что создали только патрульную службу. Патрульные полицейские, после специального обучения, первыми стали приезжать на вызовы, реагировать на жалобы и нарушения правопорядка. Полицейские будут разбираться с хулиганами, будут иметь право задерживать и пригласить в участок для проведения опроса (а не допроса). Патрульные могут оштрафовать водителя, который нарушает ПДД, проверить документы у подозрительных лиц, конфисковать подозрительную вещь. Однако условия изъятия и список таких вещей сейчас в законе не уточняют. Вызвать патрульного новой полиции можно так же, как и обычного милиционера.
4. ГАИ – несет службу на месте, которое прописано в рабочей карте госавтоинспектора. Патрульная служба круглосуточно патрулирует город, первая реагирует на нарушения. Сейчас созданы пеший и автомобильный патрули. Автомобили патрулей будут оснащены современными средствами связи и подключены к электронным базам. Каждый патрульный будет иметь нагрудную камеру и планшет. Весь процесс проверки и оформления протоколов должен занимать не более пяти минут. Сам нарушитель будет получать электронный протокол и квитанцию и по желанию сможет оплатить административное нарушение банковской карточкой также на месте.
5. На службу в милицию могли быть приняты граждане, способные по своим личным, деловым и моральным качествам, образовательному уровню, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять возложенные на милицию обязанности. Многое решали связи и финансы. Сейчас проводится полностью прозрачный набор новых людей. Есть четкие критерии. В патрульную полицию берут молодых людей в возрасте до 35 лет. Людей в основном набирали из общественных организаций, которые проявили себя во время событий на Майдане, активистов, которые до сих пор помогали обеспечивать правопорядок в городах. Обучение происходит в течение трех месяцев, но конкурс жесткий.
6. Дублирование функций различных подразделений в МВД сопровождался завышенным процентом управленческого персонала и внутренней конкуренцией между департаментами. Несовершенная и медленная система принятия управленческих решений не способствует гибкому управлению подразделениями, эффективному реагированию на ситуацию и ответственному отношению руководителей местного уровня к выполнению своих обязанностей в качестве менеджеров. В полиции впервые появился такой пункт, как “репутация”, оценка деятельности работников. Новые молодые люди заинтересованы, прежде всего, вернуть доверие граждан к правоохранительным органам.
7. Инициатива всегда наказуема. В милиции все старались избегать инициативы, ответственности, нововведений, стремились сохранить стабильность. Система не заботилась о персонале. В новой полиции личный состав может высказывать свои мнения относительно усовершенствования органа, предлагать, менять, влиять.
8. Средняя заработная плата работника милиции составляла около 2-3 тысяч гривен. Руководство не мотивировало подчиненных выполнять свою работу лучше. Соответственно, милиционеры выполняли ее, спустя рукава, что, в свою очередь, повлияло на общественное мнение о МВД. У общества зачастую складывалось негативное отношение к сотрудникам МВД. Соответственно, взаимное неуважение между обществом и правоохранителем. С углублением проблем финансирования все большая часть деятельности милиции, вместо выполнения возложенных на нее обязанностей, направлялась на самообеспечение. Также на работу милиционера влияло отсутствие нематериальной мотивации: отсутствие необходимого количества помещений, оргтехники и даже мебели; отсутствие практической социальной защиты работников. Зарплата, как мотивация – одна из ключевых потребностей. Оплата труда сотрудников полиции возрастает до 8-10 тысяч гривен. Изменения будут внедрены в материально-техническое обеспечение. К тому же, будут факторы нематериальной мотивации. Например, репутационные.
9. Иногда легче было дать взятку работнику госавтоинспекции, патрульному, чтобы не платить штрафа. То же касается разного рода справок, которые легче было купить с помощью взятки и избежать многочасового ожидания в очередях. Вводится электронное управление. Это уменьшает контакты людей с чиновниками, очереди и неудобства.

Обновление кадров в новой полиции – одна из основных целей. Чтобы изменить систему, процесс отбора, продвижения по службе, увольнения – все должно быть максимально открытым для общественности. Также все сотрудники милиции из других подразделений будут проходить переаттестацию личного состава. Кто пройдет ее успешно – продолжит службу в новой полиции.

Концептуальная разница между полицией и милицией – переход от постсоветского менеджмента к европейскому.

По словам ярых сторонников новой реформы в МВД, полицейские – это внутренне свободные люди, которые не боятся брать на себя ответственность, принимать самостоятельные решения, при этом обязательно соблюдая закон, инструкции.

Это облик новых стражей правопорядка в идеале. Но, несомненно, и противников у нового закона “О Национальной полиции” – тьма тьмущая. Их основным убеждением является тезис: полиция – новая, а грабли – старые.

Однако настолько ли негативна была «прогнившая» старая система МВД, и каковы перспективы у новой? В этих вопросах нам помог разобраться Рудольф Викторович Куликов – старший преподаватель Придунайского филиала МАУП, в прошлом прошедший тернистый путь от простого следователя до начальника следственного отдела Измаильского РУВД (1974 – 1999 гг.).

«Милиционер советской эпохи – это человек, который отдавался своей службе, своему долгу без остатка. Работа всегда была на первом плане, а семья – на втором», – такими словами начал интервью Рудольф Викторович.

«На своем личном примере могу сказать, что за тридцатилетний стаж работы в правоохранительных органах я разжился только двумя костюмами, велосипедом и более 1000 книг, которые и стали символом моей профессиональной деятельности.

Сейчас, будучи уже на заслуженном отдыхе, я заработал мизерную пенсию размером 2400 грн, а за годы службы получил большой опыт следователя, который не применил после выхода на пенсию в юриспруденции (ред. – убеждением нашего собеседника является тот факт, что следователь не может после выхода на пенсию заниматься адвокатской деятельностью, критикуя и ища изъяны в работе своих бывших коллег при защите своего подопечного).

На мой взгляд, отличительной особенностью работника правоохранительных органов той эпохи является их неподкупность. Коррупция в рядах наших сотрудников тогда была редкостью (баловало руководство колхозов, заводов, крупных государственных учреждений, так сказать «по дружбе»).

За время моей работы в тот период осужден за взятку до пяти лет лишения свободы всего один человек – измаильский следователь Иван Динков (1979 год).

Однако после 1992 года, уже во время независимой Украины, наметилась тенденция падения авторитета работников милиции среди населения. Я считаю, что это было связано с ухудшением финансирования, ослаблением контроля центральных ведомств за работой сотрудников милиции, недостаточным техническим оснащением, и как следствие – недобросовестным выполнением должностных обязанностей сотрудниками правоохранительных органов, а как плачевный итог – склонность к стяжательству.

Хотелось бы упустить комментарии, однако…Новые машины, шикарные квартиры, дорогая одежда и склонность к расточительству. Откуда у современного «бедного мента» такие материальные блага? Ведь не у всех новоиспеченных сотрудников милиции за спиной – зажиточная родня. Вывод напрашивается сам по себе. Финансовый приток извне. А в развитии этой «язвы» нашего общества, по мнению интервьюера, виновата сама современность, в которой пропагандируются жажда быстрой наживы и поиск «легких денег». Сам же человек утратил моральную стойкость, став уязвимым и подверженным слабостям.

Нужен ли был Украине такой радикальный шаг – реформирование системы МВД? Нам удалось пообщаться с бывшими и действующими сотрудниками новой полиции и узнать, какие проблемы придется решать при реформировании. Большинство сотрудников говорят о том, что органы внутренних дел практически дезорганизованы, а сотрудники демотивированы из-за непродуманных реформ, неудачного процесса люстрации, а также низких зарплат.

Рудольф Викторович Куликов дал следующий комментарий относительно появления полиции:

«Ни для кого не секрет, что правоохранительные органы особым авторитетом, как и раньше, у населения не пользовались. Хотя многие сотрудники милиции работали честно, за низкую зарплату, трудились дни и ночи, а часто – без выходных.

Конечно, заслужить доверие людей к новой полиции в настоящее время проблематично. Несомненно, новообразованная структура – это зеркало общества. И там работают такие же люди, как и мы с вами. Власть хочет сделать, как лучше, а может получиться, как всегда. Переименование милиции в полицию, новые красивые формы, более высокие зарплата (ред. – пока это все на бумаге, которая, может статься, все стерпит) не может вот так сразу привить людям добросовестное отношение к своим должностным обязанностям, ведь культ быстрого обогащения, синдром «золотого тельца», привитый современными масс-медиа, литературой, западной культурой, в нашем обществе несоизмеримо высок.

Новые полицейские должны научиться культуре общения с населением, быть выдержанными, идти на службу согласно призванию, обладать чувством ответственности к работе. Эти качества не смогут сразу возникнуть у новых полицейских, ведь, прежде всего, такие черты характера должны быть заложены в личности генетически.

Мне кажется, что закон “О Национальной полиции” принят поспешно. Что же будет с тысячами сотрудников милиции, которые лишены работы и оказались на улице без средств существования?

Этот критический момент почему–то нашими киевскими властями не учитывался. Кроме того, на мой взгляд, в новоиспеченном законе не прописаны четко полномочия структурных подразделений полиции. Если местные органы самоуправления могут оказать недоверие руководству полиции и отстранить его от должности, то где же самостоятельность правоохранительных органов? Видимо, они зависят от политического предпочтения.

Бесспорно, новый закон базируется на человеческом факторе – на честности сотрудников полиции. А где же найти массово такие добропорядочные кадры? Ведь бичем современности является такая неприятная особенность – честному человеку некомфортно в современном обществе.

Кроме того, закон позволяет полицейскому злоупотреблять своим служебным положением. В частности, это возможность остановить любого прохожего, ссылаясь на собственное субъективное предпочтение, потребовав от «своей жертвы» предъявить документы, удостоверяющие его личность. А закона о постоянном ношении личных документов в нашем государстве нет.

Есть надежда, что со вступлением в силу нового закона уменьшится бюрократическая волокита, однако этот позитивный момент – двоякий. С одной стороны – это положительный фактор, с другой – новый полицейский «приравнивается чуть ли не к богу», которому будут верить на слово, ведь новые стражи порядка, согласно требованиям, должны быть честными и неподкупными.

Еще одна неоднозначность прослеживается в прописанных пунктах «кодекса полицейского». Новый сотрудник полиции должен оказывать помощь пострадавшим и во внерабочее время, однако из-за недостаточного материального оснащения (ред. – основная проблема уже многие годы) снова придется стать зависимым от источника финансирования».

Подводя итог, хотелось бы отметить, что прошло уже более двух месяцев с того момента, как полиция в Украине полностью заменила милицию. Начальник Национальной полиции Хатия Деканоидзе утверждает, что процесс реформирования займет длительное время — до пяти лет, однако первые положительные результаты работы полиции, по ее словам, будут заметны уже через сто дней работы. 

Рудольф Викторович же считает, что хоть какие-то результаты будут заметны только спустя полгода.

И самое главное, что отличает современного оперативного работника и ветерана «канувшей в лету» милиции – моральный портрет современного полицейского.

Напомним, по мнению действующих сотрудников правоохранительных органов, полицейские – это внутренне свободные люди, которые не боятся брать на себя ответственность, принимать самостоятельные решения, при этом обязательно соблюдая закон, инструкции.

В представлении бывшего следователя Измаильского РУВД Рудольфа Куликова, современный полицейский – это человек, обладающий правовой культурой, доброжелательный, любознательный, эрудированный, с железной выдержкой, морально устойчивый, с чувством ответственности и патриот своего дела, и самое главное – оперирующий законами чести и совести ( ред. – в первом определении, «соблюдая законы и инструкции»).

Таким образом, хотя честность и прописана в новом Законе «О Национальной полиции», но она не прописана системно еще в сознании новых сотрудников. А это может привести к краху всех позитивных начинаний, которые ожидаются после окончательного реформирования МВД.

Хотелось бы закончить словами нашего собеседника: «Я озвучил своим студентам два варианта развития их профессиональной деятельности: «Если бы вам предложили деньги за оказание услуги или же сохранить совесть. Что бы вы выбрали?». Они ответили, что денег много не бывает. Я же подчеркнул, что выбрал бы совесть».

Побольше бы таких людей в ряды новой полиции, а не «псевдозащитников правопорядка», честность которых зачастую – лишь цена вопроса.

Инна Стойкова

 

Вам также может понравиться ...

Реклама

Мы в Facebook

Интервью перед уходом в армию

Categories